Речь пойдет о столбах, точнее - опорах контактной линии самарского трамвая.
На территории трамвайного парка ТТУ на Верхней Полевой сохранилось несколько опор контактной сети, произведенных еще в начале XX века - они-то и интересовали меня в первую очередь:
Дело в том, что эти опоры - весьма специфической формы, и представляют собой трубу переменного сечения, переход между частями которой с разными диаметрами напоминает бутылку ;)
Самарский трамвай на ул. Заводская (Венцека) между пл. Революции и ул. Фрунзе. 1915 год:
На ул. Венцека (бывшей Заводской) сохранилось немало опор именно такой специфической формы со следами попадания пуль, и в своём посте, посвященном реконструкции событий 8 июня 1918 года. когда Самара была взята штурмом войсками чехословацкого легиона при поддержке самарского офицерского подполья, я высказал предположение, что это - следы пуль штурмовавшего Клуб коммунистов батальонов Первого и Четвертого пехотных полков чехословацкого легиона, при поддержке импровизированного бронепоезда «Орлик» атаковавших город через железнодорожный мост.
Здание "Клуба коммунистов" на Заводской (ныне Венцека). Обратите внимание на на форму опору контактной сети трамвая и на отчетливо видимые следы попадания пуль чехословаков, штурмовавших здание более столетия назад по Заводской со стороны ж/д моста через Самарку:
Опоры первого самарского трамвая, поставленные более ста лет назад - немые свидетели тех трагических событий штурма Самары:
Следы пуль тут - на всех столбах:
Некоторые - просто вмятины, но есть и сквозные пробоины, вероятно, от бронебойных пуль:
Направление обстрела - вдоль бывшей Заводской улицы и частично со стороны, противоположной бывшему тут в 1918 году Клубу коммунистов
Как пишут чехословацкие источники, основанные на анализе мемуаров бывших легионеров (Самара 1918 - статья на сайте www.valka.cz):
Наиболее активные бои шли только за здание Самарского Совета и за здание «Клуба коммунистов», защищенное многими пулеметами.
Примерно в таком ракурсе видели "Клуб коммунистов" легионеры, шедшие в атаку на клуб по Заводской улице и оставившие эти пулевые отметины на столбах:
Бывшие легионеры вспоминали:
Здесь враг защищался решительным яростным огнём из всего, что у него было, до тех пор, пока атакующих чехословаков не поддержал артиллерийским огнём подпоручик Владимир Холявин с бронепоезда «Орлик».
Ему удалось уничтожить опасный вражеский пулемет на балконе «Клуба коммунистов», который простреливал всю улицу.
Многие самарские краеведы сомневаются в том, что столбы со следами событий более чем столетней давности могли сохраниться, в комментариях к посту о взятии Самары мне уже писали о том, что столбы в 1915 году были деревянными, и я уже проводил довольно подробное исследование вида и формы опор самарского трамвая начала XX века, но посещение музея и трамвайного депо, с момента постройки в 1914 году и до настоящего времени не потерявшего ни квадратного метра своей первоначальной территории, убедительно подтверждает мою гипотезу - именно такой формы опоры ставили на первых линиях самарского трамвая, пущенного в феврале 1915 года.
Фотография из музея ТТУ, документально подтверждающая мои выводы:
Видно, что диаметр опоры плавно меняется, точно так же, как и на сохранившейся до сих пор опоре на Венцека со следами от пуль:
Как мы с вами теперь можем воочию убедиться, стараниями нескольких поколений руководителей и сотрудников ТТУ, несмотря на все невзгоды, потрясения, реконструкции и инновации, более столетия сохраненяются живые свидетельства штурма Самары и героической обороны Клуба коммунистов.